Mihailina
поднять электродвигатель! (с)
Наткнулась я тут на сериал под названием… пурум… «Братство».



Тут-то, в принципе, можно и закончить, потому что все меня читавшие уже примерно представляют, о чем пойдет речь, но я все-таки выскажусь.

Представьте, что вы – довольно успешный политик, уверенно поднимающийся по карьерной лестнице. Вы не слишком амбициозны, но хотите обеспечить свою семью, состоящую из вас, вашей жены и троих детей. Жизнь ваша не безоблачна, но вполне неплоха: вас любит город, причем заслуженно, вы честны, склонны к морализаторству, отчасти расчетливы (другие в политику не идут), вы не ходите по головам. Вы отличный отец, сын, муж и коллега.

Но внезапно в вашей жизни появляется дьявол. Знаете, такой, с рожками. Обладающий всеми чертами, которыми должен обладать стереотипный лукавый; ну, коварство, жестокость, ум, смекалка, решительность, желание манипулировать людьми, эгоизм, - весь букет, короче. По каким-то неведомым причинам (может, некогда ваш предок нагрешил, плюнув в распятого Иисуса, - если он натворил не это, то по тяжести греха нечто сопоставимое) дьявол вас любит. Хрен его знает, почему. То ли потому, что вы на него мало чем похожи, то ли потому, что вы так мило ездите ему по мозгам при каждом удобном случае, то ли потому, что он ваш старший брат… В общем, приезжает он к вам спустя семь лет изгнания и говорит: я тут останусь. И буду заниматься бандитизмом, как и раньше. Калечить людей и ломать чужие судьбы. Я, видишь ли, семь лет о тебе думал, говорит дьявол. Как одно с другим соотносится, вы уже не спрашиваете, логика у вашего дьявола странная. Всегда была.

И вы на него внимательно смотрите и думаете: все. Пиздец.

Вот примерно об этом сериал.

Минусы:

1) Детально проработанная фабула... как бы это сказать... убивает суть самого названия. О каком братстве идет речь, если братья (младший, политик - Том, старший, бандит - Майк) могут не видеться по паре серий, а их сюжетные ветки пересекаются в основном у мамы дома? Ну еще в тех случаях, когда один к другому приходит за помощью. Да, фабула построена таким образом, что один брат постоянно вспоминает о другом, да, конечно, братские отношения - центральные в сериале. Но ведь есть еще мама, с которой оба брата контактируют настолько тесно, что можно говорить о триплете. Поэтому "Братство", на мой взгляд, название не очень удачное, не говоря уже о том, что описанию подковерных политических интриг и бандитских разборок здесь уделяется куда больше внимания, чем взаимоотношениям. Для многих зрителей, наверное, это плюс, для меня, скорее, минус. Однако, учитывая, что редкие контакты братьев, в принципе, окупают, - минус не самый существенный.

2) Второй минус связан с первым – недостаточно острый конфликт между братьями. Все заявляется с самого начала: Том хочет избавиться от брата, хотя по-своему к нему привязан, Майк не хочет уезжать («отруби мне руку, но позволь остаться»). Так и продолжается все три сезона. Да, есть разнообразные перипетии, да, нюансы отношений меняются, но не слишком – в итоге, даже после крупной ссоры, Тому достаточно признаться в любви, чтобы свершилось чудо: все, ребята, пистолет нам больше не нужен, убийство и пытки отменяются, расходимся, Ленский, Зарецкому холодно.

3) Не слишком удачно подобранный актер на роль Тома. Да, знаю, это мелочь, да, наверное, я придираюсь. Но, черт, Томми имеет физиономию расчетливого, равнодушного и довольно жесткого человека, который всех положит, но своего добьется. И нет, я не утверждаю, что Томми не такой; как по мне, так именно такой, но изначально не получается "переворот", видимо, запланированный сценаристами: на экране появляется Том, нам говорят, что он хороший (по идее, потом мы с удивлением должны обнаружить в нем плохие стороны, так-то он вначале образец для подражания), а смотришь - и не веришь. Ну не верю я в любовь этого актера, например, к детям. Зато когда чуть не в первой серии Том выговаривает брату все, что о нем думает, - честно говоря, делает он это всю дорогу, и гораздо жестче, чем в схожей ситуации выговаривал бы кто-нибудь другой, - верю стопроцентно. На объективность, конечно, не претендую, - только мое впечатление.

4) Майк. Эм-м. Как бы сказать. Весь Майк. Я не особо люблю установку "мы не бандиты, мы благородные пираты". То есть я читаю описание фильма, читаю, что один из героев - бандит, и, гм, ожидаю увидеть бандита. Да, со своими слабостями, со своими светлыми сторонами, но бандита. А вместо бандита вижу трогательно привязанного к семье хорошего парня, который в первой серии отпускает того, кого обещал убить, спасает девушку, делает всякие широкие жесты типа дарения бриллиантов, и так далее. И только потом, через несколько серий, мы понимаем, что Майк - нехороший человек, конченный манипулятор и жестокий эгоист (хотя в отношении матери и брата эти его качества практически не проявляются). В третьем сезоне ему и вовсе сочувствуешь – мужик сидит на таблетках, регулярно скандалит с женой и ненавидит брата, хотя насчет последнего… ну все равно сомнительно, не умеет он ненавидеть, тем более Тома, тем более долговременно.

5) Женщина Майка по имени Кейт. Есть теория, что женщины бывают двух видов - матери и шлюхи. Так вот, фактически Кейт мать - у нее двое детей. Что совершенно ей не мешает раскинуться на переднем сидении движущейся машины и расстегнуть штаны, демонстративно выставляя себя напоказ всем мимо проезжающим. И трахаться в мотелях с Майком, пока супруг в коммандировке, ей это тоже не мешает. И изменять потом Майку. И... В общем, все уже поняли, к которому из двух типов относится Кейт, да. Причин ее уважать нет ни у Майка, ни у зрителей. Не говоря уже о том, что я в принципе не люблю этот тип героинь (прекраснодушные и не прекраснодушные бляди уже вот где сидят еще со времен Мопассана), Кейт имеет еще одну милую черту, КОТОРАЯ БЕСИТ. Есть вот отношения, тянущие героя вверх по нравственной вертикали, а есть такие, как с Кейт, которая изначально провоцирует своего мужчину на грабеж, измену и так далее. Майк и так аки в том двустишии - "ты до греха не доводи нас, дорогу только укажи"; дури у него своей хватает, без негативного влияния со стороны. Соответственно, Кейт изначально не внушает симпатии, и в дальнейшем трудно положительно воспринимать эти странные отношения, которые из раза в раз пробуждают в одном из главных героев наиболее отрицательные черты.

Что понравилось, причем очень сильно:

1) Крайне интересное противопоставление "любовные отношения vs семья". Я-то, дура, думала, что одно связано с другим, но нет. Отношения в семье (мать и сыновья) и отношения любовные (Том и его жена, Майк и его шалава дорогая сердцу женщина) воспринимаются как нечто совершенно отдельное, даже с учетом того, что у Томми есть жена и дети - то есть своя семья, не родительская, да и Майк, насколько я понимаю (смотрела кусками, посмотрела не все), на своей избраннице женится. То есть вроде личная жизнь есть у обоих. При этом Том своим равнодушием доводит жену до того, что она начинает покуривать травку и часто выпивать, а Майк... достаточно эпизода, в котором он проводит время в мотеле с женщиной, по которой вроде как скучал семь лет, но в момент, когда звонит телефон и на дисплее высвечивается "мама", Майк легким движением руки берет женщину за волосы и небрежно отбрасывает на другую сторону кровати. Ночь любви, да. Том, в отличие от брата, жену хотя бы уважает и, наверное, по-своему любит (AS MUCH AS SOMEONE LIKE ME CAN LOVE ANYONE, лол). Что касается Майка, то его любовь к жене довольно своеобразна и больше напоминает страсть, чем, собственно, любовь, потому что уважение в их отношениях отсутствует напрочь, зато присутствует в связке "мать - сын" и "брат - брат" - и маму, и Тома Майк если не боготворит, то явно идеализирует. Что самое забавное - независимо от их поступков.

2) Постепенное раскрытие характеров главных героев во всех сферах жизни - и в работе, и в семье. Иногда сериал способен удивлять, хотя и не так часто, как хотелось бы. В братьях раскрываются новые черты: так, хороший семьянин Том во втором сезоне изменяет жене, а не имеющий вредных привычек и повернутый на самоконтроле Майк жрет таблетки и расстреливает телевизоры, в которых появляется лицо брата. Причем все это вполне в рамках характеров.

3) Искренне поржала с пьяного Тома. Реально, в голос. Вот нормальные персонажи, как напьются, обязательно признаются кому-то в любви и спровоцируют трогательный момент. Так вот, Том напивается несколько раз, и КАЖДЫЙ, КАЖДЫЙ РАЗ ГОВОРИТ ВСЯКИЕ ГАДОСТИ. Совершенно искренне. Трезвый Том заявляет брату, что его любит, пьяный Том задумчиво сообщает, что «ты – мое наказание». Нехилый разрыв шаблона. Вообще приятно, что большинство дурных привычек здесь обосновано, да и в принципе с мотивациями все в порядке – для каждого действия есть причина.

4) Классные, классные политические интриги! На бандитские дела глубоко плевать, проматывала бы, если бы они не влияли на сюжет и отношения, но политика сделана великолепно. В частности, то, как успешно она развращает Тома. Вообще тема развращения и последующего внутреннего исцеления, проходящая через весь сериал, очень радует.

5) Ну, в конце концов, сам характер братских отношений. Кто читает этот дневник хоть иногда, имеет представление о моих предпочтениях. Нравятся мне ангел и дьявол, которые в конце концов меняются ролями.


Пум-пурум. Вот как-то так.