15:57 

Mihailina
поднять электродвигатель! (с)
За последние дни я посмотрела аж три экранизации Грозового перевала. Так что не могу молчать.
Роман и все экранизации в двух словах:



Оригинальный Хитклифф (в романе) был персонажем довольно многогранным. Неудивительно, что в кино, априори обладающим меньшим потенциалом для описания всех нюансов характера, Хитклифф обладает какой-то одной наиболее яркой чертой, а остальные как бы достраиваются сами, органично оплетая сердцевину – черту основополагающую. Все Хитклиффы жестоки, замкнуты, злопамятны, мстительны, злобны до крайности, и при этом «люди сильных страстей». Но акцент в разных фильмах делается на разном – и за счет сценария, и за счет актерской игры; и персонажи в итоге получаются хоть и похожими друг на друга, но похожими весьма относительно.

Тимоти Далтон.
"Неумелый любовник".


Коротко о характере:
Ах вот ты как с другом, да? Вот ты как с другом? Ну, знаешь! Я для него жизни не жалею, а он!.. Нет! Нет, все! Конец! Прощай навек! Только смерть избавит меня от сердечных мук! Good bye, my love, good bye!
(с) Попугай Кеша





Если вы, читая роман, воспринимали Хитклиффа как неуклюжего молодого дикаря, не знающего, как общаться с людьми, то нижеописанный образ явно должен вам понравиться. Здешний Хитклифф именно такой. Причем не только в юности, но и позже, став постарше. Угловатый, дерганный, нервный – и всячески старающийся это скрыть, лишенный всякой вальяжности и нутряной жестокости. И его обиды на Кэти, в принципе, - обиды мальчика, которому отказала одноклассница.

Хитклифф Далтона – мальчишка, в это проявляется во всем. Вернувшись в Перевал, он напоказ гордится своими достижениями, как обычно гордятся подростки. Его Кэти – такая же: она совсем девчонка, глупая, порывистая, чрезмерно эмоциональная. И, кстати, больше всего походит на оригинальную Кэтрин своей бесноватостью, которой полностью лишены и Кэти 1992, и Кэти 2009. Хитклифф же именно напыщенно-самодоволен, в нем нет ни махровой гордыни, ни махровой же озлобленности. Всю дорогу складывается впечатление, что, если его погладить по голове, вся бравада смоется, и сразу все станет хорошо. Парадокс, но даже то, что он Кэти бьет, не вызывает к нему резкой антипатии. Это все как-то… прощается, что ли. С аргументом «ну чего по молодости не бывает».

К слову, они почти не разговаривают – Кэтрин и Хитклифф. Потому что оба слишком импульсивны и по-подростковому вспыльчивы, чтобы решать проблемы диалогом. Он ее бьет, она вешается ему на шею – гармония. Полное взаимопонимание. Если же они и разговаривают по душам, то все сводится к чремерно романтическим признаниям вроде…

Хитклифф: Я видел тебя в каждом дереве, в каждом облаке. Даже свет в ночи был тобой.

Причины для ссор тоже из раза в раз надуманные – даже более надуманные, чем в романе. Эта экранизация в целом кажется одной из самых… неуклюжих, что ли. Хотя в сценах, где гг ведут диалог, сценаристы даже постарались сохранить реплики из романа.

Хитклифф: Я делаю, что хочу!
Кэти: нет, ты будешь делать то, что хочу я! Я хочу тебе кое-что сказать.
Хитклифф: Нет, это я хочу тебе кое-что сказать!

Вот к разговорам в духе «забери свои игрушки и не писай в мой горшок» все и сводится.

Кэти: Бери Изабеллу! Мучай Эдгара! Погуби меня!

Вот только проблема в том, что Хитклифф Далтона – не мучитель. Здесь это зародыш мучителя, если можно так сказать. Он мог бы вырасти в нечто похожее, но будем откровенны – это «нечто» носило бы фамилию Рочестер и ухлестывало не за Кэти. Потому что Далтон играет молодого Рочестера, который, разумеется, относится к тому же типу героев, что и Хитклифф, но… ну не дотягивает. Рочестер манипулятор, а не садист. Все садисты – манипуляторы, но не все манипуляторы – садисты. Хитклифф же относится именно к категории садистов, потому что только садист будет так планомерно уничтожать все, что его окружает. Далтон же – просто обиженный юноша, мечтающий отыграться за задетое самолюбие, но до книжного Хитклиффа ему далеко. Может быть, такое впечатление складывается потому, что зрителю не показывают его отношения с Гэртоном и Кэти версии 2.0. Да и умирает здешний Хитклифф молодым.

Рэйф Файнс.
"Одержимый".


Коротко о характере:
Если бы мы с ума сошли, то не оба сразу. С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют.
(с) Простоквашино





Файнс исполнил роль Хитклифа в довольно известной и, надо сказать, далеко не самой плохой экранизации - 1992 года. На мой взгляд, этот образ вышел наиболее близким к романному. В частности, и тем, что упор в нем был сделан на страстную привязанность Хитклиффа к Кэти. Но, естественно, отличия есть и здесь. Например, трудно сказать, что этот Хитклифф Кэти ненавидит – да, проскальзывает иногда что-то такое, но в основном с его стороны только светлые чувства. Как и с ее. Это одна из экранизаций, где Кэти с Хитклиффом действительно любят друг друга. Прикиньте? Вот так живут и любят. И в итоге все это сводится к одному: когда смотришь экранизацию 1992, понимаешь, что ребята могли бы жить вместе, если бы не обстоятельства. Злые-презлые обстоятельства. А герои-то хорошие. И влюбленные. Просто… не срослось. Меня, например, это раздражает, потому что в романе я видела другое. Люди не уживутся не из-за пьяницы Хиндли, не из-за ее замужества - они не уживутся просто потому, что у обоих поганый характер. А тут это все как-то отступает на задний план.

Это тот редкий случай, когда Хитклифф и Кэти проживают вместе какие-то милые сцены и даже нормально разговаривают друг с другом.

Хитклифф: Ты меня бросила!
Кэти: Что же ты, как я тебя брошу? Ну, посмотри на меня. Успокойся. Я всегда буду с тобой.
Хитклифф: Всегда?
Кэти: Да.

Кэти: Помнишь, как мы представляли Рай?
Хитклифф: Помню, как ты его представляла.
Кэти: А ты?
Хитклифф: Рядом с тобой. Всегда рядом с тобой.

Забавно, но, когда у Кэти 2Э, поводов для скандалов просто нет. Они мило сидят, держатся за руки и признаются друг другу в любви. И Кэти такая теплая и нежная, и Хитклифф сразу добреет. Идиллия.

А после ее смерти, оставшись в Грозовом перевале, Хитклифф внезапно сообщает маленькому Гэртону, что, мол, «старое дерево попытается защитить от грозы молодое». И внезапно даже заботится о нем. По-своему. То есть сознательно берет мальчика на воспитание (а Хитклифф в исполнении Харди взял парня просто ради мести, к слову). С другой стороны, всех остальных Хитклифф ненавидит. И с похвальной целеустремленностью делает им больно. Типа, мучаюсь я – почему бы не пострадать остальным?

Очень логично.

В целом, этот Хитклиф похож на книжного больше, чем остальные – и по психологическому возрасту, и по характеру. В нем нет ни нервозной агрессии Далтона, ни мрачной развязности Харди. Это Хитклифф, описанный в книге – не смеющийся, не плачущий (не считая эпизода со смертью Кэтрин), строгий, вечно собранный. Он застегнут на все пуговицы во всех смыслах. Хитклифф Далтона двигается короткими рывками, сутулится, супится, смотрит исподлобья – Хитклифф Файнса передвигается ровно, целеустремленно, не отворачивает лицо. Знаете, как у Толстого: «решительно несообразный, холодный, тяжелый человек».

В общем, да. Когда читала книгу, воспринимала персонажа именно так, разве что приписывала ему другое телосложение. А в остальном вполне похож.

Том Харди.
"Мститель".


Коротко о характере:
Бабе спуску давать нельзя! Негоже бабе поперек мужского слова идтить! Ну и что, что она первая красавица на весь Ростов! Подумаешь, умница да мастерица сыскалась! Ну и что, что ты ее любишь до смерти! Ну и женишься на другой, ну и будешь мучиться всю жизнь. Проживешь как-нибудь!
(с) мультик "Алеша Попович и Тугарин змей"





Этот фильм меня в целом вынес. Причем сразу по многим параметрам, начиная с того, что старались там только актеры и сценарист, а режиссеру и оператору-монтажопу надо вырвать руки. И ноги. Я сама делаю видео иногда, они часто получаются довольно низкого уровня, но фанатскому видео оно простительно. А фильму – нет. Собственно, именно потому, что я плохой монтажер, я не снимаю фильмы.

Но ладно, хрен с ним, с фильмом. Характер.

Этот Хитклифф, в отличие от Файнса, на пылкого влюбленного не похож, и, в отличие от Далтона, производит впечатление зрелой, а не юной сволочи. Причем производит даже в юности. Хитклифф Харди более хищный. И, как ни странно (странно для Хитклиффа, для Харди-то как раз нормально), глумливый. Вот эта его склонность к панибратству и вальяжное нахальство с Хитклиффом не ассоциируются даже близко.

Да, Кэти он любит, и да, эта привязанность точно так же имеет ненавистнический оттенок, но я бы сказала, что этот Хитклифф из всех троих мне показался самым страшным человеком. Страшным совсем не потому, что ведет себя временами, как буйнопомешанный – вел бы он себя иначе, не был бы Хитклиффом – а потому, что он на редкость мстителен. И если у других Хитклиффов это качество немного сглаживалось (тот же Файнс так убивается по Кэти, что ему все равно сочувствуешь и многие грехи прощаешь), то тут все по-другому. Этот Хитклифф делает месть как таковую делом всей жизни. Не страсть, а именно месть. Мстить надо всем – Хиндли, Линтону, жене, детям, Кэти, причем Кэти надо мстить за все, за каждый неверный жест и шаг, - в отличие от Файнса, который ко многим словам и поступкам своей Кэти относится снисходительно (слишком к ней привязан, чтобы вести себя иначе). И месть эта – и крупная, и мелкая. Крупная – жениться на сестре Линтона в пику Кэти, например (но это объединяет всех Хитклиффов, и все-таки в этом есть некая величина, это поступок). А мелкая… ну не знаю, отобрать у детей книжку и бросить ее в камин. Какое-то вот мелкое пакостничество под лозунгом «пойду вырву себе глаз, пусть у моей тещи будет зять кривой».

Хитклифф: Так, значит, я теперь тебя недостоин? Ты об этом пожалеешь.
Кэти: И что, я теперь тоже проклята?

Хитклифф: Когда-нибудь я отомщу самому Богу.
Кэти: Не говори так.
Хитклифф: Когда я думаю о мести, мне не больно. Ты хочешь, чтобы мне было больно?

Кэти: Милый, мне не до веселья.
Хитклифф: Послушай, что я скажу, - развеселишься и ты. Хиндли любила только жена – а теперь она мертва!
Кэти: Ты рад, что она умерла при родах?
Хитклифф: Я рад, что Хиндли страдает.

Резюмируя: Хитклифф в исполнении Харди – человек, не способный на благородство и прощение вообще. Даже на смертном одре. Даже с Кэти. Там еще в конце диалог с Гэртоном:

- Вы как-то сказали, что любовь принесет мне лишь боль и страдания.
- Ничего из того, что мне довелось пережить, не убедило меня в обратном.
- Вы ввели меня в заблуждение. Не нарочно – но вы были неправы.
- Что ж, значит, старания всей моей жизни – насмарку. Ты хочешь, чтобы я поверил в это?
- Я хочу, чтобы вы поверили в то, что приносит душе покой.

Собственно, и отношение к Кэти у этого Хитклиффа другое. Кэти – чудовище, существование которого ему не приносит счастья. Ни минуты. Нет вот этих милований на лоне природы, как в случае Файнса. Даже когда пара влюбленных валяется на травке, и она пытается говорить какие-то нежные глупости, Хитклифф все равно занят мрачными мыслями о своем и ее положении в обществе. Если он когда и говорит ей что-то нежное, то все сводится к тезису «мы с тобой разные люди, я тебя ненавижу, но никуда не отпущу». Если же происходит ссора, то Кэти и «дура», и «идиотка», и «сердца у нее нет». Короче, Хитклифф ненавидит весь мир большую часть времени, а улыбается и оживает только тогда, когда кому-нибудь удается отомстить. И то назвать это состояние радостью затруднительно, скорее, мрачное удовлетворение.

А после смерти Кэти наступает полный и неостановимый звиздец. Ну как «звиздец» - Хитклифф оживляется. Вполне живенько портит жизнь Линтонам (причем всем), собственному сыну, Нелли, Гэртону, а по ночам не спит, потому что «КЭТИ». Ну, всякие там разбивания стекол, откапывание трупов… есть чем заняться мужику, в общем. И как-то, знаете, создается впечатление, что Хитклифф получил ответочку от кармы вполне заслуженно. Мне лично его не жалко.

А заканчивается все самовыпиливанием. По-моему, это первый Хитклифф, который все сделал сам. Не знаю, воссоединились ли они с Кэти на том свете – очень надеюсь, что нет.

А вывода не будет - сволочи все трое.

URL
   

In memoriam

главная